К основному контенту

Эрик Метаксас "Чудеса. Что это такое, почему они происходят и как влияют на нашу жизнь"

Вероятно, большинство читателей сочтет эту книгу отступлением от моих прежних произведений — и если сравнить ее с биографиями, написанными мной сравнительно недавно, это действительно так. Насколько можно судить, герои моих прежних книг — Уильям Уилберфорс и Дитрих Бонхёффер — не испытали такого опыта, который подпадал бы под описание «чудесного», по крайней мере в том смысле, в каком это слово трактуется здесь. Их вдохновенная жизнь, их подвиги и удивительные деяния — все это, несомненно, проистекало из пылкой, неистовой веры в Господа Библии, хотя у нас и нет подтверждений, будто они слышали глас Господень или Бог являлся им каким-либо образом, подходящим для упоминания в подобной книге. Так пусть же их жизненный путь, — путь, достойный и уважения, и подражания, станет примером того, что и без сверхъестественного опыта можно прожить жизнь, исполненную веры и праведности, и изменить мир. Это важное уточнение, своего рода контрапункт для тех, кто полагает, будто переживания подобного плана — ne plus ultra христианской веры, ее крайний предел. А вместе с тем пусть эта книга вместе со свидетельствами, приведенными в ней, прозвучит иным контрапунктом — благой вестью — для тех, кто считает, будто такие истории невозможны.
Приступая к работе и решая, в какой форме представить будущую книгу, я счел, что большую ее часть должны составить сами истории о сверхъестественном — ибо лучшего свидетельства о чудесах мы, вероятно, не можем и получить. Возможно, некоторые читатели пожелают немедленно перейти к этим рассказам и прочитать первую часть книги после второй — что же, я с радостью поддерживаю такой выбор. Кроме того, я принял для себя правило — публиковать истории, услышанные только от тех, кого я знал лично. Конечно же, это ограничило спектр историй — по сравнению с теми, что могли бы войти в повествование, не дай я такого «обета», — но взамен я получил преимущество: мне не пришлось ни разгадывать характер рассказчиков, ни сомневаться в их надежности. Кстати, это подчеркивает, сколь часто происходят такие события. Я не странствовал в поисках этих историй по всей ойкумене, а просто обратился к тем, с кем был знаком достаточно близко и чьим рассказам имел все основания доверять. Многих знакомых я так и не расспросил. Мне и без этого стало ясно: если выслушать всех и каждого, материала наберется столько, что книгу я не допишу до скончания веков. Однако обилие чудесных историй, услышанных в сравнительно небольшом кругу друзей, заставляет задуматься о том, сколь много подобных случаев происходит и с моими приятелями — и, по всей видимости, с вашими, мой дорогой читатель.
Я изучил эти рассказы во всех подробностях, так тщательно, как только мог. «Специфика» была для меня жизненно важной. И если история казалась хоть слегка «не-чудесной», я отказывался включать ее в книгу. Часто я обрушивал на собеседника град вопросов, стремясь прояснить те или иные моменты. Много раз я заострял свой «критический взор» на деталях, на первый взгляд казавшихся «прорехой» либо в логике повествования, либо в его художественном воплощении, либо и там, и там — и только когда я вызнавал все до конца и выяснял все подробности, эти «прорехи» исчезали. Я спрашивал о том, о чем, как мне казалось, непременно спросят читатели, — и пытался ответить на эти вопросы еще до конца истории.
Многие рассказывали мне о событиях, очень походивших на чудеса, — но при ближайшем рассмотрении их вполне можно было объяснить и естественными совпадениями. Стоило мне хоть на мгновение усомниться в том, что случившееся действительно было чудом, — и я начисто забывал об истории и вычеркивал ее из списка. Но все же, когда люди свидетельствуют о божественном вмешательстве, проявленном в их жизни... это невероятно. Это заставляет смириться, это волнует душу, это может одновременно научить и привести в трепет, ибо идея, будто Господь Вселенной снисходит до того, чтобы повлиять на чью-либо жизнь — такая идея в конечном счете лежит далеко за пределами нашего понимания.
И последнее — для тех, кто может решить, будто эти рассказы — всего лишь чьи-то субъективные переживания, не имеющие никаких объективных доказательств. Стоит напомнить, что любая история — да и сама по себе «история» как наука, — состоит из субъективных впечатлений, о которых поведали их свидетели. А на основе этих впечатлений мы и обретаем «объективную» правду — которая, так или иначе, по-прежнему остается в какой-то степени субъективной. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос, субъективны ли такие истории; единственное, о чем реально следует спрашивать, — достойны ли они доверия. Тем более, ответы на такой вопрос и сами окажутся субъективными, ибо зависят от точки зрения и предположений того, кто выносит вердикт. Я не пытаюсь доказать, будто не существует никакой объективной истины, равно как и не стремлюсь завести нас в болото релятивизма. Напротив, я говорю лишь о том, что нам предстоит очень нелегкий труд — досконально проанализировать все факты, которыми мы располагаем, отсеять лишнее и тщательно рассмотреть свидетельства в том виде, в каком они представлены. Именно так должны действовать присяжные, вынося решение по судебному делу, и так же должен поступать любой из нас, оценивая каждую историю. Только так — и никак иначе.
А не выполнить это — все равно что не понять смысла самой жизни.

Вступительное слово

I. Загадка чудес
1. Вера в чудеса
2. Что считать чудесами?
3. Чудеса и наука
4. А жизнь чудесна или нет?
5. Вселенная как чудо
6. Допросы о чудесах
7. Библейские чудеса
8. Воскресение Иисуса

II. Христос как пророк
Вступительное слово
9. Обретение веры
10. Чудесные исцеления
11. Возрождение души
12. Ангелы Божьи
13. Обилие чудес
14. Прикосновение к вечности
15. Как чудеса меняют жизнь!

Комментарии