К основному контенту

Иоанн, епископ Аксайский "История Вселенских Соборов"

Пока христианская Церковь не пользовалась еще постоянным спокойствием, пока ей приходилось то и дело гореть на огненном угле гонений, ее членам неудобно было много и глубоко заниматься делами учености письменной. Появлялись по временам и по местам мужи образцовой учености христианской, но таковых и было сравнительно очень немного, да и те прерываемы были в своих занятиях постоянными отвлечениями в силу указов правительственных, за разными процессами инквизиторскими, и потом мучительскими.

В общей совокупности по части умственно-образовательной общеизвестны были необходимые догматы вероучения, и для дела спасения душевного достаточно было исповедовать то, что содержимо было в Символе веры, и соответственно с верой поступать в жизни.

По умиротворении Церкви Константином Великим, на спокойствии возникает и быстро усиливается потребность глубже и научным путем уразумевать также самые догматы веры, кои до сей поры исключительно были приемлемы и хранимы верой; христианство начинает ближе соприкасаться с языческою наукою: языческая наука допускается в общение с христианством, только с одним безусловным договором — быть в подчинении у догматов христианских.

Естественно было ожидать, что первым предметом умственных, до книжной учености касавшихся, изысканий окажется и, на самом деле оказалось, лицо первого же виновника и совершителя нашего спасения Господа нашего Иисуса Христа.

Какие частности могут подлежать анализу в общем содержании догмата о Божестве Господа Иисуса Христа? В каких отношениях Сын Божий состоит к Своему Божественному Родителю? Как может допустить мысль человека, чтобы Три могли быть Едино и чтобы Получающий бытие от Бога Отца мог быть Существующим не после Своего Родителя?

Зерно, брошенное любопрительностью, на первый раз затронуло собою и немного почвы, и немного объема в области мысленной; но благодаря обстоятельствам времени, из этого некрупного зерна разрослось столько злого семени и около сего злого семени появилось столько терния и волчцов, что только действию одного очистительного пламени Промыслителева должны были уступить оные терния, пытавшиеся разрастись на ниве Божией.

Все это представится нам явственнее при последовательном обозрении Святых Вселенских Соборов.

Первый Вселенский Собор — Никейский
Второй Вселенский Собор — Константинопольский
Третий Вселенский Собор — Ефесский
Четвертый Вселенский Собор — Халкидонский
Пятый Вселенский Собор
Шестой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор

Комментарии