В данной книге Мирослав Вольф поднимает животрепещущие вопросы для современного общества, раздираемого этническими, национальными и межрелигиозными конфликтами. Решение проблемы вражды и отчужденности в нашем мире автор видит не в философских выкладках и социальных стратегиях, предложенных модернистскими и постмодернистскими философами и социологами, а в евангелии Христа. Данное исследование прекрасно сочетает в себе глубокий анализ отдельных мест Писания и философско-богословские размышления. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Когда я закончил лекцию, профессор Юрген Мольтман встал и задал типичный для него вопрос - прямой, конкретный, бьющий прямо в цель: «А четника принять сможете?»
Стояла зима 1993 года. Уже много месяцев печально известные четники, сербские солдаты, сеяли в моей родной стране смерть и опустошение: сгоняли людей в концлагеря, насиловали женщин, жгли церкви, разрушали города. Я только что говорил, что мы должны принимать наших врагов, как Бог принял нас во Христе. А смогу ли я сам принять четника - абсолютно Другого, так сказать, воплощенное зло? Ради чего? Где найти для этого силы? Что станет при этом с моей человеческой сущностью, смогу ли остаться хорватом? Над ответом мне пришлось задуматься, хоть я сразу понял, что хочу сказать: «Нет, не смогу - но должен, как последователь Христа».
Эта книга - в каком-то смысле плод противостояния между истиной, в которую я верю, и силой возражения Мольтмана. Писать ее было нелегко. Мысли моя «разрывались» между кровью невинных, вопиющей к Богу, и кровью Агнца Божьего, пролитой за виновных. Как можно одновременно верить в справедливость для угнетенных и в дар прощения, который Распятый предлагает угнетателям? И так, и этак - предательство: пойдешь направо - предашь страдающих, замученных, всеми покинутых; налево - откажешься от самой сути своей веры. И вот что еще мучительнее: я чувствовал, что вера моя спорит сама с собою, словно разрывается между Богом, обещавшим избавление для нищих и алчущих, и Богом, покинувшим Распятого на кресте; между требованием справедливости для жертв и призывом принять насильника. Разумеется, легкие ответы на этот трудный вопрос мне известны. Но еще известно следующее: потому-то они и легки, что лживы. Побуждаемый страданиями людей, пойманных в порочный круг вражды и ненависти - не только в моей родной Хорватии, но и по всему миру, - я пустился в путь, которому и посвящены все последующие страницы.
Книга эта, даже в самых сухих и обобщенных ее разделах, останется глубоко личной - наверное, это и неизбежно. Но это не значит, что я хочу поплакаться на публике и посентиментальничать. Эта книга личная - в том смысле, что вопросы, поднимаемые в ней, очень важны для меня самого. Праздного ума, от нечего делать бьющегося над увлекательной интеллектуальной головоломкой, вы здесь не найдете. Незачем даже и пытаться. Я - гражданин непрестанно воюющего мира и последователь Иисуса Христа - не могу, начиная работу, стянуть с себя собственные привязанности, желания, негодования, сомнения, - и повесить их, словно пальто, на вешалку, а в конце дня снова надеть. Это мой народ терпит жестокое насилие - и это я, последователь распятого Мессии, должен найти для себя ответ. Как мне отрешиться от своих привязанностей, желаний, сомнений, негодований? Я должен был продумать и пережить их все, так полно и ярко, как только могу. Спор между благой вестью креста и миром, полным насилия, явился мне как внутренний конфликт, душевный раздор между желанием следовать за Распятым - и яростным нежеланием смотреть, как распинают других, или позволять вбивать гвозди в себя самого. Эта книга расскажет вам не только об интеллектуальном поиске, но и о духовном пути. Я писал ее для себя - и для всех, кто, приняв евангельскую весть в мире несправедливости, обмана и насилия, не хочет ни отвергать призывы Распятого, объявляя их несовместными с разумом, ни оставлять свою борьбу за справедливость, правду и мир.
Содержание
Часть I
Глава 1
- Общность и разобщенность
- В путь
- ...не трогаясь с места
- Культура, соборность и экуменизм
Глава 2
- Презрение
- Сомнительное торжество принятия
- Различия, презрение и суждение
- Личность и ее суть
- Анатомия и динамика исключения
- Мнимая невинность
- Сила презрения
- Преступление Каина
Глава 3
- Принятие
- Двойственный характер освобождения
- Прощание с великими повествованиями
- Политика чистого сердца
- Практика прощения
- Пространство, отведенное для Другого. Крест, Троица, евхаристия
- Блаженное забвение
- Драма принятия
- Договор, завет, объятия
- Распахнутые руки отца
Глава 4
- Тендерная принадлежность
- «Из ребра Бога мужчины»
- Тендер - божественный или человеческий?
- «Принадлежность» ипостасей Троицы
- Тендерная принадлежность
- Чье ребро?
Часть II
Глава 5
- Угнетение и справедливость
- Справедливость - единственная и неповторимая
- Справедливость у каждого своя
- Справедливость в рамках традиции
- Перекрывающиеся «территории» и базовые ценности
- Справедливость, ценности и различия
- В поисках справедливости, в борьбе за справедливость
- Поиск справедливости и готовность принять Другого
- Родной язык и общая собственность
Глава 6
- Истина и ложь
- Ответный тост
- Рассказать, как все было на самом деле
- Режимы истины
- Двойное зрение
- Правдивость и принятие
- Истина и общество
- Иисус пред Пилатом. Истина против власти
- Истина, свобода, насилие
Глава 7
- Насилие и мир
- Разум против насилия
- Воюющие народы, воинственные боги
- Вселенский террор
- Разрывая круг насилия
- Всадник на белом коне
- Крест или меч?
- Перспектива войны и перспектива мира
Комментарии
Отправить комментарий